Аквапланирование: причины и последствия

При выборе покрышек умелые водители уделяют внимание не только комфорту перемещения, экономичности эксплуатации резины. Для безопасности перемещения важное значение покупают меры, каковые производители шин предпринимают к уменьшению таких страшных эффектов как пробуксовка, ледовое скольжение, аквапланирование.

Содержание статьи

1 Происхождение результата аквапланирования, его опасности 2 Поведение водителя при происхождении аквапланирования 2.0.1 Видео: Что такое аквапланирование, и как ответствен износ протектора 3 Борьба с аквапланированием производителей шинной продукции

Происхождение результата аквапланирования, его опасности

Эффект аквапланирования появляется на высоких скоростях из-за появления гидродинамического клина между затопленной поверхностью дороги, пятном контакта шины. Несжимаемость воды выносит автомобиль на водяной валик, в неуправляемое скольжение.

Лучшим примером аквапланирования делается использование результата в прототипе современных водных лыж – акваплане. Доска с ровной нижней поверхностью, привязанная за катером, при повышении скорости легко поднимает тяжелого спортсмена на поверхность воды. В водных видах спорта подъемная сила аквапланирования употребляется в серфинге, виндсерфинге.

При перемещении автомобиля присутствие водяного слоя, вызывающего аквапланирование, свидетельствует утрату сцепления с дорогой, утрату контроля управления.

Эффект появляется при скоростях, на которых шина не удаляет воду из пятна контакта. Критические значения скорости зависят от толщины водной пленки, глубины протектора, его рисунка, площади пятна контакта. На полигонных опробованиях тесты продемонстрировали, что эффект аквапланирования появляется на скоростях около 70 км/час.

Уменьшение критической скорости «всплывания» колес может происходить при износе протектора, сниженном давлении в покрышке. Изношенные шины (с уменьшенной глубиной водоотводящих канавок) хуже выталкивают воду из-под покрышки. Протектор, изношенный до остаточной глубины в 1 мм, сохраняет 11% обычной рабочей площади. Такое же уменьшение критической скорости происходит при недостаточной накачке шин.

Особенно страшно эффект аквапланирования проявляется по окончании проезда грязевых участков, забивающих канавки протектора. Эффект аквапланирования появляется при меньшей скорости, при выходе из лужи машина может попасть (при неровности дороги, близком повороте) в неуправляемое боковое скольжение, усиленное скользкой грязью.

В зимних условиях аквапланирование не меньше страшно.

В принципе, особые зимние покрышки лучше защищены от его происхождения более большим рисунком протектора. Но при слое воды на тающем льду обстановка усложняется. Мягкая зимняя резина трудится как недокачанное колесо, небольшие кусочки льда, снежная каша забивают протектор.

Эффект скольжения на льду проявляется при каждом выходе из режима аквапланирования.

Исходя из этого рекомендуется устанавливать узкие шины с глубоким протектором, широкими канавками. Дополнением к глубине протектора делается высота шипов (у шипованной резины), не смотря на то, что на яркое происхождение аквапланирования шипы не воздействуют.

Поведение водителя при происхождении аквапланирования

Обучиться верной технике вождения при появлении результата аквапланирования достаточно тяжело. Особых полигонов для автомобилистов, методик обучения не существует. Навыки поведения смогут вырабатываться лишь опытом вождения (время от времени печальным).

В настоящей езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль делается «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи). Самым страшным с таковой обстановки становятся лихорадочные перемещения рулем с громадной амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, происхождении сцепления приведёт к резкому броску автомобиля в сторону.

Необходимо постараться сохранить прямое перемещение до появления сцепления с покрытием, затем сглаживая автомобиль.

Видео: Что такое аквапланирование, и как серьёзен износ протектора

Неприемлемы действия, простые при заносе на льду (выворачивание руля в противоположную сторону, добавление газа), не дают результата резкое нажатие на тормоза, акселератор.

Каждые резкие перемещения смогут стать страшными при выходе из аквапланирования. Понижение скорости делается самым действенным для выхода, автомобиль, теряя скорость, «тонет», приобретает сцепные качества. Тормозить необходимо двигателем, обратными переключениями скоростей.

Вероятна и естественная утрата скорости.

В борьбе с аквапланированием лучшими становятся предупредительные меры

соблюдение правил вождения; приобретение надежной резины; профилактический контроль износа шин (сокращает возможность появления аквапланирования до 50%); визуальный контроль качества, состояния дороги; постоянное перемещение на надёжной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.

Борьба с аквапланированием производителей шинной продукции

Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости приводят к проявлению результата кроме того при водяной пленке в один миллиметр. Утрата управления приводит к фатальным последствиям, исходя из этого автогонщики меняют резину при мельчайших намеках на трансформацию погоды. При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки обычно прекращаются.

Для спортивных шин были изобретены особые дождевые протекторы, неспешно перекочевавшие на массовую шинную продукцию.

В конструкции дождевых протекторов используются направленные, асимметричные картинки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их заглавии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».

Пионерами в конструировании особых водоотводящих протекторов были компании Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear.

Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.

Борьба производителей выражается в изобретении новых картинок протекторов, особенных составов резины. Дождевые протекторы отличаются размещением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, числом глубоких продольных водоэвакуационных каналов. Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами. Не считая предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми территориями, повышающими противодействие скольжению.

Наряду с этим конструкция протектора не ухудшает вторых параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению). По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые опробования шинной продукции, в каковые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг. В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея хорошие показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.

В прошлогоднем тесте лучшую универсальность зимней резины (при хорошей сопротивляемости аквапланированию) продемонстрировали покрышки Dunlop SP Winter Спорт, Pirelli Winter 210SP, Continental Winter Contakt, Michelin Pilot Alpin, GoodYear Eagle Ultra Grip.

Рядовые автомобилисты редко выбирают для приобретения особую дождевую резину из-за большой стоимости. При постоянном скоростном перемещении (независимо от погоды) ее установка существенно повышает безопасность.